Проблема преемственности обучения в начальной и средней школе
(2009-2010 учебный год)
Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель-учителя-предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника. Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, добавляется еще так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности, по следующим аспектам:
1) взаимодействие программ обучения (в начальной школе дети обучались по программе развивающего обучения Л.В.Занкова);
2) преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления. Уровень изложения знаний в средней школе, конечно, значительно отличается от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы, к новым правилам выполнения заданий.
3)и, наконец, единство подхода к критериально-оценочной деятельности в начальных и средних классах. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы в среднем звене меняют свой статус на более низкий. Это связано не только с объективными трудностями обучения. Учителя-предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные особенности учащегося: темп работы, тип мышления, специфику восприятия и др.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Признаки успешной адаптации:
-
Удовлетворенность ребенка процессом обучения;
-
Ребенок легко справляется с программой;
-
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
-
Удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками, учителем.
Признаки дезадаптации:
-
Усталый утомленный внешний вид ребенка;
-
Нежелание делиться своими впечатлениями о прошедшем дне;
-
Стремление отвлечь взрослых от проблем школьной жизни, переключить внимание на другие темы;
-
Нежелание выполнять домашнее задание;
-
Негативные характеристики в адрес школы, учителей , одноклассников;
-
Жалобы на те или иные события, связанные со школой;
-
Беспокойный сон;
-
Трудности успешного пробуждения, вялость;
-
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь детям, которые плохо адаптируются:
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создание условий для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Необходимо помочь ребенку выучить имена новых учителей.
Основными помощниками в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Родителям необходимо постараться создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Среди родителей учащихся 5-х классов было проведено анкетирование. На вопрос: изменилось ли отношение к школе Вашего ребенка по сравнению с нач. школой? В чем это выражается? даны следующие ответы:
- отношение детей к школе по сравнению с начальной школой не изменилось, а если изменилось, то в лучшую сторону: дети проявляют больший интерес к учебе, стало интереснее учиться, появилось много новых интересных предметов, школа родителям нравится; дети идут в школу в отличном настроении;
- родителей устраивают взаимоотношения детей в классе, они удовлетворены организацией питания в школе;
- особые затруднения, по мнению родителей, вызывают такие предметы, как математика, русский язык, английский язык, природоведение. Причину видят в том, что дети мало читают, затрудняются в решении задач.
Проанализировав ответы учащихся, можно сделать следующие выводы:
- Идут в школу с радостью – да (отвечают)- 28 чел.(67%), нет - 9 чел. (21%), не знают -5чел. (12%)
- в школе у ребят обычно хорошее настроение – у большинства ребят.
- у нас хорошие учителя – да (отвечают)-35 чел.(83%), трудно сказать-4 чел.(9,5%), некоторые учителя – 3чел.(7%)
- я привык к новым учителям – да (отвечают) -34 чел.(81%), трудно сказать – 3 чел.(7%), нет -5 чел.(12%)
- среди любимых предметов называют все (без исключения) предметы.
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся 5-х классов успешно адаптируются к обучению в среднем звене.