Сегодня Пятница, 17.05.2024, 10:31
Проблема
преемственности обучения в начальной и средней школе
(2009-2010 учебный
год)
Переход из начальной школы в среднюю является
кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием
нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит
резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного
основного учителя к системе «классный
руководитель-учителя-предметники», появляется кабинетная система.
Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями,
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному
стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием
для психики школьника. Важнейшей причиной трудностей,
обусловливающих переход в среднюю школу является дезадаптация детей
в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со
сложностями адаптационного периода в 1классе. Однако, кроме
объективной новизны ситуации обучения, добавляется еще так
называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по
вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В
частности, по следующим аспектам:
1) взаимодействие программ обучения (в начальной школе дети
обучались по программе развивающего обучения Л.В.Занкова);
2) преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня
изложения предметного материала, а также требований к качеству его
оформления. Уровень изложения знаний в средней школе, конечно,
значительно отличается от того, который принят в начальной школе.
Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны
адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному
стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы, к новым
правилам выполнения заданий.
3)и, наконец, единство подхода к критериально-оценочной деятельности
в начальных и средних классах. Не секрет, что многие «отличники» и
«хорошисты» начальной школы в среднем звене меняют свой статус на
более низкий. Это связано не только с объективными трудностями
обучения. Учителя-предметники подчас не имеют возможности учесть
индивидуальные особенности учащегося: темп работы, тип мышления,
специфику восприятия и др.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными,
робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми.
У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда
нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению,
падение успеваемости, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Признаки успешной адаптации:
-
Удовлетворенность
ребенка процессом обучения;
-
Ребенок легко
справляется с программой;
-
степень
самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток
выполнить задание самому;
-
Удовлетворенность
межличностными отношениями - с одноклассниками, учителем.
Признаки дезадаптации:
-
Усталый утомленный
внешний вид ребенка;
-
Нежелание делиться
своими впечатлениями о прошедшем дне;
-
Стремление отвлечь
взрослых от проблем школьной жизни, переключить внимание на
другие темы;
-
Нежелание выполнять
домашнее задание;
-
Негативные
характеристики в адрес школы, учителей , одноклассников;
-
Жалобы на те или
иные события, связанные со школой;
-
Беспокойный сон;
-
Трудности успешного
пробуждения, вялость;
-
Постоянные жалобы на
плохое самочувствие.
Чем можно помочь детям,
которые плохо адаптируются:
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие
ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или
может столкнуться.
Создание условий для развития самостоятельности в поведении ребенка.
У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за
выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в
ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда
может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет,
как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания.
Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при
этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в
школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у
ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и
отношения с друзьями в семье, с родителями.
Необходимо помочь ребенку выучить имена новых учителей.
Основными помощниками в сложных ситуациях являются терпение,
внимание и понимание. Родителям необходимо постараться создать
благоприятный климат в семье для ребенка.
Среди родителей учащихся 5-х классов было проведено анкетирование.
На вопрос: изменилось ли отношение к школе Вашего ребенка по
сравнению с нач. школой? В чем это выражается? даны следующие
ответы:
- отношение детей к школе по сравнению с начальной школой не
изменилось, а если изменилось, то в лучшую сторону: дети проявляют
больший интерес к учебе, стало интереснее учиться, появилось много
новых интересных предметов, школа родителям нравится; дети идут в
школу в отличном настроении;
- родителей устраивают взаимоотношения детей в классе, они
удовлетворены организацией питания в школе;
- особые затруднения, по мнению родителей, вызывают такие предметы,
как математика, русский язык, английский язык, природоведение.
Причину видят в том, что дети мало читают, затрудняются в решении
задач.
Проанализировав ответы учащихся, можно сделать следующие выводы:
- Идут в школу с радостью – да (отвечают)- 28 чел.(67%),
нет - 9 чел. (21%), не знают -5чел. (12%)
- в школе у ребят обычно хорошее настроение – у большинства ребят.
- у нас хорошие учителя – да (отвечают)-35 чел.(83%), трудно
сказать-4 чел.(9,5%), некоторые учителя – 3чел.(7%)
- я привык к новым учителям – да (отвечают) -34 чел.(81%), трудно
сказать – 3 чел.(7%), нет -5 чел.(12%)
- среди любимых предметов называют все (без исключения) предметы.
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся 5-х классов
успешно адаптируются к обучению в среднем звене. |