Сегодня Пятница, 17.05.2024, 13:29
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
«Анализ рассказа А.П.Платонова «Никита»
(В РАМКАХ РАБОТЫ
МО ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА)
Подготовила и провела
учитель литературы
И.В.Царева
(из опыта работы)
2009 учебный год
Цель: осмысление нравственной проблематики рассказа А.П.Платонова «Никита» путем
целостного анализа произведения
Задачи:
1. обучать технологии анализа текста художественного произведения,
2. развивать языковое чутье учащихся, операции логического мышления, устную
речь,
3. воспитывать нравственные качества личности каждого ребенка.
Оборудование: портрет писателя, иллюстративный материал, отражающий поэтапно
работу детей в группах
Ход урока.
Здравствуйте, ребята.
Наш урок я хочу начать словами одного текста. («Рано утром мать уходила со
двора…» до «…Никита, пяти лет от роду».
Что это за текст? Кто автор?
(ответы ребят)
Верно, с содержанием рассказ А.П.Платонова «Никита» вы знакомились дома.
А что такое рассказ?
(ответы ребят)
А как вы думаете, что сложнее: пересказать содержание текста или
проанализировать его?
(ответы)
А что вы понимаете под анализом художественного произведения?
(ответы ребят: тема, основная мысль произведения, проблемы, образ главного
героя, особенности языка текста - будут потом интерпретироваться как цели урока)
На уроке я и предлагаю заняться этой сложной, но интересной работой.
В тетради записываем тему: Анализ рассказа А.П.Платонова «Никита» и поставим
следующие цели (на доске появляются записи) и определим работу наших 6
творческих групп.
Постановки задач работы групп. Время работы 10-12 минут.
№1
Что мы знаем о Никите.
Задание: 1. Причитайте план.
2. Ответьте на каждый пункт плана, составив единый рассказ.
Никита – это главный герой произведения …
1. Возраст?____________________________
2. Где живет?__________________________
3. С кем живет?________________________
4. Почему с мамой? А где дедушка, бабушка,
папа?________________________
5. Почему остался один дома?__________________________________________
6. Какие обязанности были на него возложены?
___________________________
7. Как велела Никите мама жить в огромном мире под солнцем?______________
8. Куда отправился Никита после ухода мамы? С какой целью?
______________
9. Каким увидел он мир? ________________________________________________
№2
1. Какие предметы внушали Никите страх? (перечислите)
2. Зачитайте (кратко из текста) или перескажите по памяти о каждом предмете.
3. Задание распределите между всеми членами группы.
4. Подведите итоги, ответив на вопрос: Что необычного в том, как Никита видит
окружающие его предметы?
№3
1. К кому Никита обращался за помощью, когда ему было особенно страшно?
А) перечислите эти предметы,
___________________________________________________________________
Б) зачитайте характеристику этих предметов из текста.
2. Что еще не испугало Никиту? Какое маленькое открытие он сделал?
№4
Чтение текста по ролям.
1. Распределите роли: автор, отец, Никита.
2. Подготовьте выразительное чтение вслух отрывка, начиная со слов: «Во дворе
все молчали…» до конца так, чтобы вас приятно было слушать.
№5
1. Поразмышляйте над вопросом: «Что значит, по вашему мнению, быть добрым?»
2. Составьте или общий текст, или каждый свой.
3. Подготовьтесь прочитать его вслух.
№6
1. Ответьте на вопрос: Интересен ли, прост ли, сложен язык произведения?
_____________________________________________________________________
Найдите и зачитайте средства художественной выразительности (Эпитеты,
олицетворения), используемые в рассказе.
А теперь проверим работу групп. Задача остальных слушать, оказывать помощь. А
выводы, к которым мы придем, будем записывать в тетради.
На доске и в тетради появятся такие записи:
1. Тема рассказа : послевоенное детство. Оно раскрывается на образе Никиты,
который познает окружающий мир.
2. Основная мысль текса :быть добрым – значит быть нужным.
3. Проблемы: вечные проблемы добра и зла, каким быть…
4. Состояние Никиты в течение дня: (проследить через слова – сирота,
одиночество, страх, добро…)
5. Язык произведения сложный, интересный, образный.
А в конце нашего урока я прошу оценить работу групп, и это сделают руководители.
Спасибо за урок. |